Исторические факты

В это трудно поверить, но идея всеобщего государственного обеспечения по старости (пенсий) возникла, по историческим меркам, вчера.

Впервые идею обеспечения пенсий реализовал в 1889 году германский канцлер Отто фон Бисмарк.

Прежде того времени мир жил по законам социального дарвинизма. Если человек не имел состояния, заботиться о нем в старости должны были дети или церковная благотворительность.

В России существовала поговорка: «Первый сын Богу, второй — царю, третий — себе на пропитание».

Разумеется, пенсии назначали и до Бисмарка. Но делалось это на основе принципов, не имевших ничего общего с современными представлениями о социальной справедливости. Пенсии рассматривались не как обязанность государства, а как монаршая милость, доставались немногим, причем, как правило, тем, кто и без того не бедствовал.

Впервые слово «пенсия» (от латинского pension — «выплата») появилось в документах Парижской счетной палаты в царствование Людовика XI во второй половине XV века и означало суммы, ежегодно перечислявшиеся первому камергеру английского короля Эдуарда IV Уильяму Гастингсу и другим лондонским сановникам. В наши дни подобные «пенсии» именовали бы взятками.

По имеющимся данным, канцлер Елизаветы Петровны Алексей Бестужев получал «пенсию» от британского кабинета, а Талейран — от русского царя Александра I.

Возраст при назначении королевских пенсий не играл никакой роли. Например, Людовик XIV пожаловал пенсию в две тысячи ливров в год молодой вдове поэта Скаррона, которая стала впоследствии королевской фавориткой и вошла в историю под именем маркизы де Ментенон. Елизавета Петровна назначила пенсию в 15 тысяч рублей в год матери будущей Екатерины II Иоганне-Елизавете Ангальт-Цербстской.

Небывалый размах приобрела выплата пенсий при Людовике XIV, одним из прозвищ которого было «король-кормилец». Лучшим средством от заговоров он считал держать знать у себя на глазах и специально для этого выстроил огромный Версаль. Желание дворянина жить дома считалось чуть ли не изменой, а если у него не хватало средств, монарх назначал ему пенсию.

Разумеется, пенсии давали не только королевским любовницам и карточным партнерам, но и людям дельным. Например, Людовик XV отметил таким образом заслуги перед Францией знаменитого разведчика шевалье д’Эона, прославившегося тем, что самые трудные миссии он выполнял в женском платье. Он получил достойную пенсию.

Постепенно число получателей пенсий росло, а правила их назначения упорядочивались. Неизменным оставался главный принцип: право на пенсию давала только служба трону, прежде всего, военная, за которую полагалась военная пенсия.

Вернуться к содержанию


Sample HeadingК началу страницы