Учиться всегда пригодится

Человек, разбирающийся в современных финансовых инструментах и услугах, во многом впереди всех других

Вера Фатеева
Потребители финансовых услуг в большинстве считают, что банки, страховые компании, НПФ и другие участники финансового рынка крайне заинтересованы в неграмотных клиентах!

Это мнение имеет право на существование, но несколько натянуто. Так, Сергей Часовников, декан факультета экономики НФИ КемГУ, уверен: низкий уровень финансовой грамотности населения отрицательно сказывается не только на личном благосостоянии, но и на самих финансовых рынках.
— Если потребитель не способен отличать информацию от рекламы, оценивать риски и возможности, он несет «некачественные деньги», появляются, например, «проблемные» кредиты, — говорит преподаватель вуза. — Неосознанный выбор приводит к появлению на рынке недобросовестных игроков, нездоровой конкуренции, тормозит внедрение продуктов и так далее.
Так кто ответственен за повышение финансовой грамотности населения? Государство, — ответите вы. И будете во многом правы. В России национальная программа на эту тему стартовала в 2011 году (рассчитана на 5 лет); за год до этого аналогичная стратегия была принята в Кузбассе. За это время были проведены сотни крупных обучающих кампаний по всей стране и нашему региону…
Хотят ли кузбассовцы?
Однако выводы экспертов неутешительны. Уровень финансовой грамотности еще очень низок. И вообще, возникает вопрос: а хотят ли кузбассовцы в принципе повысить качество своих знаний (или, быть может, считают, что их и так достаточно)? Какие финансовые темы им наиболее интересны? Желая узнать ответы на эти вопросы, «ФК» провел небольшое исследование. 100 респондентам было предложено ответить на вопросы, составленные совместно с институтом экономики НФИ КемГУ. Перечень вопросов был следующий:
— Составляете ли вы ЛФП?
— Ведете ли письменный учет доходов/расходов?
— Насколько внимательно читаете договор перед подписанием?
— Отстаиваете ли вы свои права в проблемной ситуации?
— Проводите ли мониторинг рынка, перед тем как воспользоваться какой-либо услугой?
— Следите ли за реформами в пенсионной системе?
— Участвуете ли в проектах ПФР?
Социальный расклад
Как оказалось, только четверть опрошенных составляет личный финансовый план, письменно ведет подсчет доходов и расходов.
Из них — только у половины остается 20% и более от суммы зарплаты на момент получения новой, то есть они имеют возможность копить.
Большинство респондентов (60%) в качестве инструмента для сохранности и прироста своих сбережений выбирают банковский депозит. Причиной выбора они называют недостаточный уровень осведомленности о других вариантах и нежелание выбирать инструменты с более высокой доходностью из-за более высоких рисков. Также респонденты отмечают, что это «удобно» — есть различные предложения, можно снять деньги или проценты в любой момент, «надежно» — вклады до 700 000 рублей застрахованы государством и «просто» — «не надо самому ничего делать».
10% — хранят сбережения дома.
17% сбережений не имеют, поскольку платят кредит/ипотеку.
13% в вопросах инвестирования считают себя более грамотными (по собственному мнению). Выражается это в выборе в пользу покупки недвижимости, акций, золота; среди ответивших есть и те, кто пробует торговать на Forex.
Интересно, что только половина из тех, кто открыл депозит в банке, провели тщательный мониторинг рынка, изучили особенности предложений и величину процентной ставки. Остальные руководствовались рекомендациями знакомых, рекламой либо выбирали банк «понадежнее», основываясь на собственных ощущениях.
Кредит: обижают, но не жалуюсь
По-прежнему среди населения нет единодушия: кредит — хорошо это или плохо? Четверть опрошенных сказали, что никогда не брали и не будут брать кредит, потому что не доверяют банкам и кредитным кооперативам и от знакомых «слышали много плохого», в том числе о том, что «обещанная процентная ставка и реальная различаются чуть ли не в два раза». Половина респондентов к кредитам относится положительно, считает, что разумный подход и способность оценить свои возможности могут сделать жизнь лучше, и берет деньги в долг на различные цели. Интересно, что те, кто положительно относится к кредитам, берут их регулярно. При этом 12% приходилось сталкиваться с различными нарушениями со стороны кредитных организаций: «навязывали дополнительные услуги», «завышали процентную ставку». И только 5 человек из них предприняли попытки отстоять свои права. При этом на вопрос «Насколько внимательно вы читаете договор перед тем, как его подписать?» большая часть (70%) призналась, что только просматривает его — «пугает большой объем», «много терминов», «шрифт мелкий», «времени нет». А ведь внимательно изучить договор перед подписанием — это прямая обязанность потребителя услуги. Ставя подпись «где галочки», человек расписывается в своей неграмотности и становится уязвим.

Грамотны ли вы?
«ФК» предлагает читателю определить собственную финансовую подкованность, ответив на следующий вопрос: можете ли вы распознать явные признаки финансовой пирамиды?
К вашим услугам следующие возможности инвестировать свои средства:
банк, предлагающий вклады под 12% годовых,
паевой инвестиционный фонд, сообщающий от 35% доходности его паев за предыдущий год,
финансовая организация, обещающая 35%-й рост вложений через год и гарантирующая возврат инвестиций,
общий фонд банковского управления, предлагающий сертификаты долевого участия.
Где кроется подвох? Правильный ответ — на стр. 12.

Вернуться к содержанию


Sample HeadingК началу страницы