Что на карту поставлено

Простым языком о трудностях пластикового рынка

В текущем году вышел в свет сборник научно-популярных статей и интервью «Просто о сложном». Публикации в книге посвящены главной теме нашего издания — финансовому просвещению. «ФК» предлагает вниманию читателя интервью с одним из редакторов издания, Юрием Николаевичем Булановым, председателем совета директоров ОАО «Кузнецкбизнесбанк».

Мы говорим о проблемах пластикового бизнеса. Летом 2014-го они коснулись обслуживания Visa и MasterCard и начались только у семи российских банков, когда Белый дом и Минфин США заявили о санкциях против нескольких бизнесменов из президентского окружения, являющихся их совладельцами. Но уже через неделю в «черном списке» остались только «Россия» и «Собинбанк». Банки эти находятся в столице, лидерами российского банковского рынка не считаются, к нам никакого отношения не имеют... 

— Значит — все опять хорошо?

— Я был бы осторожнее с оптимистичными прогнозами, — говорит Юрий Николаевич. — Ясно одно — России дан четкий сигнал, и мы, хочется нам этого или нет, должны его услышать и понять. Очевидно, что санкции, которые в теории направлены лишь против некоторых чиновников и бизнесменов, могут напрямую коснуться любого. Не зря же есть такая поговорка: паны дерутся — у холопов чубы трещат. США, которые официально заявили о санкциях против нескольких людей, на деле ввели их против всех клиентов этих семи банков. Да, банки, попавшие в «черный список» американского Минфина, не являются крупными, не занимают лидирующих позиций, но, пусть даже на неделю, всего лишь одним геополитическим решением было заблокировано почти полмиллиона кредитных и дебетовых карт, которые они выпустили и которыми пользовались обычные люди, так что пострадало-то в основном совсем не «президентское окружение».

Главная проблема в том, что процессинговые центры международных платежных систем Visa и MasterCard находятся в США, и российские банки, которые работают с этими картами, в любой момент будут вынуждены подчиниться любой подобной санкции, остановив трансакции. Юридически Visa и MasterCard хоть когда имеют право прекратить проведение платежных операций. Они ведь обязаны соблюдать только законы той страны, где расположены их головные офисы, то есть США. А такая зависимость очень опасна, и не обращать внимания на это — легкомысленно.

Однако бросаться в другую крайность — панику — тоже неправильно. Конечно, проблемные карты проблемных банков для наших сограждан, оказавшихся в это время за рубежом, сразу превратились в кусок бесполезного пластика, и по ним нельзя было совершить никаких операций. Но в России владельцы этих карт могли довольно спокойно снять наличные в самих банковских отделениях или в банкоматах тех кредитных учреждений, которые входят в Объединенную расчетную систему (ОРС), так как такие трансакции не проходят через процессинговые центры Visa и MasterCard.

— Факт остается фактом — в настоящее время крупнейшими игроками российского рынка являются именно международные платежные системы Visa и MasterCard, на которые приходится более 85% всех карт и операций по ним. Хотя в нашей стране действует еще порядка 20 различных платежных систем, самые серьезные из них — ОРС и «Золотая корона» — имеют рыночные доли только в 3 и 5%. Это огромный разрыв. Как же мы можем себя защитить здесь и сейчас, если такое положение вещей чуть ли не искусственно складывалось в течение многих лет?

— Сегодня это активно обсуждается экономистами. Чтобы избежать неприятных ситуаций в будущем, эксперты видят три пути. Первый — заставить Visa и MasterCard открыть свои процессинговые центры в России. Тогда все операции по картам российских банков будут проходить через них и риск блокировки расчетов исчезнет. 

Второй вариант — переориентировать банки России на другую иностранную платежную систему. Например, рассматривалась китайская UnionPay. Но быстро этого не сделаешь. А главное — китайская система не имеет серьезного распространения в мире, так что и расплатиться по такой карте за границей может быть весьма проблематично.

Сейчас «наверху» все схватились за идею сделать национальную платежную систему на базе универсальной электронной карты УЭК, к которой в данный момент подключено 14 банков. Одно время ее сильно поддерживал Дмитрий Медведев. Она позволяет оплачивать госуслуги, заменяет медицинский полис, проездной билет и банковскую карточку. Теоретически ничто не мешает подключить к ней все остальные банки и создать конкуренцию Visa и MasterCard. Однако на практике процессинговые центры, которые обслуживают УЭК, слишком слабы. Они не справятся с нагрузкой, если через них пойдет даже часть обычных платежей, которая идет через Visa и MasterCard, с чьим монопольным положением, как это ни печально признавать, нам в любом случае придется мириться еще довольно продолжительное время.

Надо честно признать, что у России, к большому сожалению, нет собственной полноценной платежной системы. 

— И все-таки как поступить, отправляясь за границу на отдых или по делам? Положиться на русское «авось» и взять с собой все те же Visa и MasterCard, к которым мы уже так привыкли, да и другой альтернативы все равно пока нет и когда еще будет?

— Конечно, вероятность, что именно с вашей картой Visa произойдет такая же неприятность, как с картами, выпущенными «Россией» и «Собинбанком», очень небольшая. Но она не нулевая — это уже стало очевидным. Сигнал об этом мы получили очень конкретный. Хотя первый звоночек прозвенел еще год назад, когда на Кипре были легко и изящно экспроприированы вклады доверившихся распрекрасным кипрским банкам россиян. Вывод один — надо работать со своими банками, надо создавать собственную полноценную платежную систему. И в любом случае не стоит, находясь далеко от дома, полагаться только на пластиковые карты. Не обязательно, что они окажутся заблокированы. Может произойти элементарный технический сбой, и тогда вы окажетесь совсем без денег. Так что, отправляясь за границу, лучше всего взять с собой какой-то запас наличных — хотя бы минимум, который вы, если нужно, спокойно потратите.

Вернуться к содержанию


Sample HeadingК началу страницы