Все начиналось с рынков

Сегодня эта торговая структура ищет новые формы работы

Губернские рынки в Кузбассе — явление для России уникальное. Игорь Шувалов, первый заместитель председателя правительства РФ, побывав на губернском рынке в Прокопьевске, заявил: «Подобный опыт надо распространять по всей Федерации». Не первая, кстати, инициатива области, которую подхватывают соседние регионы.

Если вспомнить историю: стихийные рынки брежневских времен переросли в организованные ельциновские в начале 90-х, когда начались проблемы со сбытом продукции местных производителей. В Кузбассе ряд губернских структур, облегчающих доступ к товару за счет регулирования цен, появились в начале 2000-х годов, в том числе и рынки. Сегодня в области таковых 6 единиц: 3 — в Кемерове, 1 — в Ленинске-Кузнецком, 1 — в Прокопьевске, и 1 — в Новокузнецке. Более подробно о принципе их работы «ФК» узнал, встретившись с руководством ООО «Сельские рынки Кузбасса».
— К чему обязывает звание «губернский рынок» — то есть рынок под патронажем губернатора?
— Департамент цен и тарифов областной администрации (1) регулирует порядка 100 наименований товаров, устанавливая максимальные рыночные цены, под которыми продукция может быть выложена на торговых полках. Мониторинг проводится еженедельно, соответственно еженедельно мы получаем ценовые рекомендации. Выше указанных цифр цена на товар подняться не может. Таким образом, кузбассовцы получают возможность приобрести на губернских рынках то, что им нужно, но дешевле, чем в других торговых учреждениях.
— Каким образом удается снизить цены?
— Это трудно. С одной стороны, мы осуществляем прямой доступ покупателя к товарам местных производителей. Но с другой — далеко не вся продукция из перечня в 100 наименований производится в Кузбассе, что вынуждает арендаторов торговых площадей искать товар там, где его предлагают по цене ниже, чем в момент реализации. Причем лозунг, сохранившийся для нас со времен Ельцина, звучит так: «Цена должна быть на 10-15% ниже среднерыночной». Что такое «среднерыночная» — никто сегодня сказать не может. И порой возникает парадокс — рекомендуют продавать дешевле, чем возможно купить оптом. Выходом из этой ситуации — для продавца, нашего арендатора — является наценка на другие виды товаров, что, я считаю, неправильно.
Торговле в принципе выживать становится все труднее, особенно с появлением крупных торговых сетей мирового, российского уровня.
— Что же делать рынкам?
— Уже подготовлен ряд предложений в департамент потребительского рынка АКО, в частности, по разработке новой методики определения максимальных розничных цен. Сегодня правила игры начала 90-х уже не срабатывают. Тогда торговые наценки доходили до 50-60%, иногда достигали 100%, и сбросить 10% не представлялось сложным. Сейчас потребительский рынок насыщен и продолжает насыщаться, порой бесконтрольно — супермаркеты растут как на дрожжах. У нас имеются позиции, где мы конкурируем с сетями (мясо, рыба, птица, яйцо и прочее), но в наших торговых точках обязаны присутствовать все компоненты потребительской корзины. И следовало бы пересмотреть ее содержимое.
— К вопросу о качестве — с детства мы знаем, что именно на рынке все самое свежее. Это так?
— Именно так, поскольку на рынке нет складов. То, что не реализовано и теряет срок годности, не может быть выставлено на прилавок. Что касается качества мяса — на каждом рынке своя ветеринарная лаборатория, чего нет в обычном продуктовом магазине. И, наконец, преимущество за местным производителем, то есть все буквально «из печи», только что приготовленное.
Но здесь возникает проблема соотношения цены и качества. Есть немало производителей, которые продают колбасу под названием «Докторская» практически без добавления в нее мяса. Соответственно и стоит она дешевле, чем килограмм цельного мяса. А натуральная мясная превысит эту «Докторскую» по цене почти вдвое. Куда пойдет покупатель? Как ему определить качество продукта? Фактически его вводят в заблуждение. Значит, необходимо дифференцировать продукты и выделять группу так называемых «социальных» товаров — дешевых, но весьма сомнительного качества.
— Вы озвучили много проблем, мешающих развитию рынков. Так есть ли они, перспективы развития, или рынки отходят в прошлое?
— Развитие будет и с «сетями» мы будем мирно бороться. Главное наше орудие, как вы правильно сказали, — качество.
Более того, уже имеется оригинальный проект рынков другого формата. Пока это секрет, но обещаем: будет интересно.
— Хоть намекните…
— Запланирована более современная структура организации торговли. Она останется рыночной, но несколько видоизменится.
— Когда ждать интересных перемен?
— Со строительством новых рынков. Уже имеются проекты создания рынков в Новокузнецке, Киселевске, Белове, Кемерове, Юрге. Решаются земельные вопросы. В 2009 году перед нами была поставлена задача открыть 10-15 губернских рынков по области, и мы к этому стремимся.
Все начиналось с рынков, за ними будущее, они, безусловно, всегда будут востребованы.
________________________________
1 Департамент цен и тарифов с 01.09.2013 ликвидирован и переходит под патронаж РЭК КО

Вернуться к содержанию


Sample HeadingК началу страницы