Испытано на себе

Впредь – без очередей

Пенсионный Фонд России объявил о том, что подавать заявления о назначении и доставке пенсии можно удаленно с помощью электронного сервиса.

Эта услуга показалась «ФК» необходимой, ведь «Личный кабинет застрахованного лица» — по идее — существенно сберегает время.

Три человека, близких «ФК», решили посостязаться в скорости регистрации на портале, а точнее — в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), чтобы получить доступ в «кабинет».

Однако результаты удивили.

Пессимист заранее

Максим Н. 42 года. Дизайнер. К официальным органам относится скорее неприязненно, считает, что «специально все запутано, чтобы человек не мог получить ничего сверх того, что может заработать сам».

— Засекаю время. Захожу на портал государственных услуг, кликаю «регистрация». Заполняю данные. СНИЛС есть у бухгалтера, на его уточнение уходит 7 минут. Двигаюсь дальше, пока не получаю извещение, что, оказывается, мне уже был выдан код доступа (!?). Для того чтобы его изменить, мне надо, как минимум, сходить в Единый центр госуслуг… Что это такое не знаю, идти никуда не хочу. Вывод: не покидая офисного кабинета войти в «Личный кабинет застрахованного не получается». Зря потрачено 32 минуты.

«Надеюсь, вам повезет больше»

Светлана С. 33 года. Работает в пресс-службе администрации. Ответственный трудоголик.

— С интересом выполняю задание и пытаюсь создать «Личный кабинет застрахованного» «не выходя из дома». Сейчас 16 час.12 мин. В путь!

Вписываю фамилию, имя, телефон. В колонках рядом — подробные пояснения. Спасибо создателям!

Просят согласиться с условиями конфиденциальности. Безусловно, соглашаюсь. Оказывается, кабинет с привязкой к моему номеру уже существует. Хм. Вполне может быть!

Идем дальше.

Прошу восстановить пароль. Компьютер просит номер СНИЛС. Чего не сделаешь ради любимых читателей! Эксперимент — так эксперимент. Пошла искать.

16 час. 17мин. СНИЛС нашла. Ввожу. Получаю смс-ку с кодом доступа к учетной записи моментально.

Система просит сменить пароль. Ввожу новый. Новый пароль задан! Через 3 секунды появляется картинка входа на портал. Пробуем!

Решаю быть бдительной и не забываю ставить галочку «Чужой компьютер» (чтобы пароль не сохранился — мало ли).

И — все! Я на портале!

«Ваши личные данные проверены», — радостно сообщает он. Отлично!

«Теперь вам доступен расширенный перечень государственных услуг».

И опять предупреждение: «Для получения ряда услуг требуется осуществить подтверждение вашей личности».

В перечне госуслуг — множество позиций. Между прочим, портал обещает, что есть и его мобильная версия.

Две большие кнопки просят определиться, какие услуги вам интересны. Юридические лица мне не подходят. Выбираю «Для физических лиц». Вторая кнопка предлагает больше вариантов: «По ведомствам», «По категориям», «Популярные» и даже «По жизненным ситуациям».

По заданию редактора я должна посмотреть текущее состояние моего пенсионного счета. Но вначале понажимаю на кнопки!

Нажимаю «По ведомствам» — сами понимаете — кнопки выстраиваются по названию ведомств (МВД, Министерство культуры, правительства и прочие). Кнопка «По категориям» предлагает определиться: «Страхование», «Налоги», «Безопасность»… и даже «Реклама и СМИ». Сходила в этот раздел. Интересно, но не по делу. Жмем «Популярные» — ого, можно даже к врачу записаться… Пробуем? Не особо получилось — похоже, в этом месте сайт еще в работе.

Итак, пенсионные накопления.

Личные данные заполнены.

Система просит: Лично подтвердите учетную запись одним из способов:

  • покажите свой паспорт в одном из центров обслуживания;
  • закажите код подтверждения через «Почту России» (необходимо дождаться письма);
  • используйте свою электронную подпись или УЭК для моментального подтверждения.

Что такое УЭК? Сейчас узнаем…

Интернет сообщил: универсальная электронная карта (УЭК) — российская пластиковая карта, объединяющая в себе идентификационное и платежное средство. УЭК позволяет дистанционно заказать, оплатить и получить государственные услуги, заменяет медицинский полис и страховое пенсионное свидетельство, объединяя на одной карте одновременно идентификационную карту, электронный кошелек, банковскую карту, электронную подпись, проездной билет.

Карта выдается гражданам России бесплатно по личному заявлению. Использование карты и подключенного к ней банковского счета бесплатно. Срок действия универсальной электронной карты — 5 лет.

Такой карты у меня нет.

Пробую пойти другим путем. Зашла в раздел «Органы власти», нашла ПФР. Результат тот же.

Пробую попросить помощи у поддержки. Как узнать о пенсионных накоплениях? Как найти нужную услугу?

(пропускаю ряд моментов)

Лично подтвердите учетную запись одним из способов (см. выше).

17 час. 11 мин. Покидаю сайт.

Надеюсь, вам повезет больше.

Большой конфуз

Лариса Ф., выпускающий редактор ряда изданий. 54 года. Один из принципов жизни — добиться поставленной цели, если считаешь это крайне нужным.

— Прочитав предыдущие истории, понимаю, что открыть «Личный кабинет застрахованного» и проверить пенсионные накопления мне просто необходимо. Специально выделяю на это рабочее время с утра пораньше. Не считая себя грамотным пользователем, тем не менее, через 10 минут добираюсь до процедуры регистрации, ввожу данные и узнаю, что СНИЛС… неверный. Чтобы подтвердить его реальность, надо идти в ПФР по месту жительства. Что делать. Иду в ПФР.

Кабинет-кабинет-кабинет… Ага: «С вашим СНИЛСом все в порядке». Отступать нельзя, поэтому обращаюсь к человеку, который (точно знаю об этом) активно пользуется всеми дистанционно доступными услугами.

Но у него тоже не сразу получается! Уже начинает набирать телефон, чтобы получить бесплатную консультацию о дальнейших действиях (номер есть на портале) и вдруг… — «Слушай, ты отчество неправильно написала. «Владимирова». Поправить?». — «Конечно». А ведь проверяла все по 5 раз. (Стыдно).

Теперь все о’кей, не СНИЛС виноват, а собственное невнимание. Получаю смс: «Проверка личных данных завершена успешно». Бегу на Советский, 38, здесь располагается офис Ростелекома — эта организация уполномочена подтверждать личность гражданина. Народу нет почти никогда, и сообщение «Ваша учетная запись успешно подтверждена» я получила через 10 минут.

Общее время входа в «Личный кабинет» чуть более 3-х часов, из них 2 часа 15 минут потрачены по собственной глупости (невнимание).

ВЫВОД: Не так страшен черт, как его малюют. На самом деле добиться действительно можно очень многого, было бы желание. На любом приличном портале всегда имеется номер телефона, бесплатный звонок по которому свяжет с консультантом, и необходимая помощь будет получена.

Единожды осилив…

Комментарий от Вадима Малиновского, заместителя управляющего отделения ПФР:

— Прежде всего скажу, что у Максима очень странная позиция. Я бы приравнял ее к позиции человека, который, потеряв паспорт, отказывается идти в ФМС за получением нового. Ведь если гражданин РФ не регистрировался на портале госуслуг ранее, значит, кто-то это сделал за него, и этот «кто-то» может действовать от имени вышеуказанного человека.

После этих трех рассказов я действительно трижды подумал бы перед тем, как регистрироваться самому. Но поверьте на слово, есть люди, которые проходят процедуру довольно быстро и без эксцессов. Можно посмотреть видеоуроки по порталу государственных услуг, в том числе и по регистрации — http://vsegosuslugi.ru/registraciya-na-saite-gosuslugi/

Важно понять следующее: зарегистрироваться в ЕСИА с минимальным набором прав можно, не выходя из дома, в течение нескольких минут. Но для получения полного набора прав нужно пройти этап подтверждения личности. То есть посетить один из ближайших офисов МФЦ, которые есть сегодня почти в каждом районе. Имеются удаленные офисы в деревнях.

Этап подтверждения личности пройти можно также в Ростелекоме, на почте и так далее. (Без этого этапа невозможно получить даже сведения о накопительной части пенсии, все это — персональные данные).

Единожды пройдя регистрацию и подтвердив свою личность, гражданин получает доступ ко всем электронным услугам государства на всех площадках государственных учреждений. Это не только и не столько портал госуслуг, это и личный кабинет застрахованного лица, и личный кабинет налогоплательщика, и доступ к сервисам росреестра и к множеству других сервисов. Без подтверждения личности услуги оказывать сложно и даже опасно. Это общемировая практика.

Вернуться к содержанию


Sample HeadingК началу страницы