Право на здоровье

Потребитель любой услуги со знанием закона способен добиться гораздо большего, чем человек неподкованный

Лариса Филиппова

Боль, как всегда, застала врасплох. Необходимо обратиться к врачу, а с собой только полис ОМС. Человек растерян: он должен уточнить, на какую помощь вправе рассчитывать и еще целый ряд вопросов.

Но знаете ли вы, что можно бесплатно позвонить по номеру, например, 8-800-100-2-102 и получить ответы на все вопросы, связанные с медицинским страхованием? А также уточнить сроки ожидания предоставления медпомощи. Что? Вы даже не знаете время минимально допустимой очередности к врачу-терапевту, установленное в Кемеровской области? Тогда «ФК» рекомендует прочитать беседу со Светланой Бабарыкиной, генеральным директором СМО «Сибирь».
— Светлана Васильевна, какой момент во взаимоотношениях застрахованный — страховая компания (СК) вы считаете наиболее важным?
— Самый простой. Человек должен ЗНАТЬ компанию, его застраховавшую.
— В лицо?
— Если хотите — да. Потому что обращаться в свою СК я рекомендую по любому вопросу, нуждающемуся в разъяснении. Система ОМС достаточно сложна, определить, какое лечение доступно на платной, какое на бесплатной основе не всегда и не каждому просто. Обязательно — прежде чем сделаете какой-либо шаг внутри медицинской организации (в сторону кассы для оплаты за услуги, в сторону кабинета главврача с жалобой на отказ в помощи и прочее) — наберите бесплатный телефон 8-800-100-2-102 и проконсультируйтесь. Вам все объяснят. А потребитель любой услуги со знанием закона способен добиться гораздо большего, чем человек неподкованный.
На линию нашего call-центра поступает более 100 000 звонков в год. Из года в год число их растет, но мы понимаем, что этого мало. В странах, где медицинское страхование давно и успешно развивается, клиенты компании нашего уровня звонят в СК около миллиона раз в год. Каждый второй. В России, к сожалению, мало кто знает о такой услуге. Даже среди клиентов СМО «Сибирь», которая активно занимается пропагандой и занимает высокие места в российских рейтингах.
Защита пациента on-line
— С какого возраста можно обучать азам страхового поведения?
— По моему мнению, внедрению страховых знаний надо заниматься с детства. Система ОМС в России работает 20 лет. Наверняка россияне 20 лет и моложе будут активнее использовать ее для собственного блага.
— С 7? С 10 лет?
— С того момента, когда ребенок начинает понимать, зачем он пришел в поликлинику. Школьнику младших классов вполне можно показать полис, обобщенно объяснить его смысл, даже посоветовать задать вопрос о лечении по телефону СК.
— Точно ответите?
— Мы готовы к тому, что нам звонят дети. Единственный вопрос: «А есть ли рядом мама?». И — знает ли малыш про полис? Действительно важно с детства приучать детей к документам, с которыми они пойдут по жизни.
Хочу отметить, что телефонные операторы нашей СК учатся быть психологами, они способны выслушать любого, дать разумный совет.

«Мертвые души»

— Следующий вопрос касается полиса ОМС: по правилам мы имеем право менять СК раз в год. В этом случае все понятно, пишем заявление, получаем новый полис. Но если мы верны компании «Сибирь» на протяжении долгих лет, нужно ли менять, продлевать этот документ?
— Такой необходимости нет, действуют полисы, полученные до 1 мая 2011 года. Если человек сменил паспортные данные, ФИО или в документе указаны ошибочные данные, полис нужно заменить, так как его данные привязаны к данным паспорта. Что касается другого региона, там могут отказать в приеме со старым документом (чего в Кузбассе не произойдет). Следовательно, лучше выезжать за пределы региона с новым полисом.
Очередей в нашем офисе нет, поэтому замену полиса можно оформить достаточно быстро. Единственный нюанс — прийти к нам придется два раза, поскольку во время первого визита человеку выдадут временный документ и поменяют его на федеральный, который печатается с использованием госзнака, через 30 дней.
— Вот интересно — все ли действительно возвращаются за новым документом через 30 дней?
— Вы затронули больную для нас тему. Случается, пациент срочно, единоразово воспользовался временным свидетельством и… забыл поменять его на постоянный документ. Мы же будем вынуждены аннулировать недействительный документ, параллельно уменьшая сумму финансовых перечислений на здравоохранение области.
— Понятно, ваша финансовая база состоит из «подушевых» отчислений, то есть законно определенного денежного норматива на одного человека. Чем больше застрахованных, тем крупнее база, следовательно, весомее денежная сумма, перечисляемая в учреждения здравоохранения Кузбасса.
— Это так. Хотелось бы, чтобы кузбассовцы понимали: если они получили временное свидетельство, то обязательно нужно забрать из страховой компании полис единого образца.

«Улучшайзеры»-2014

— К теме регионального развития. Каких изменений в системе ОМС ждать кузбассовцу в 2014 году?
— Бюджет финансирует сегодня лишь приобретение дорогостоящего медицинского оборудования, капремонт и часть высокотехнологичных медицинских технологий (часть — мы). Порядок направления пациентов на получение данных видов помощи, ведение листа ожидания, перечень документов, необходимых для получения высокотехнологичной помощи определяется приказом департамента охраны здоровья населения Кемеровской области.
Итак, в прошлом году реформы начались, они идут планомерно, но, надеемся, что наши застрахованные их не почувствуют. Увидят лишь изменения к лучшему. Небольшие изменения, «улучшайзеры».
— Изменения в Территориальную программу ОМС (ТП ОМС)? Любопытно. Что именно изменилось?
— Во-первых, в систему ОМС вошли те медицинские учреждения, которые ранее в ней не состояли (то есть ранее финансировались из бюджета). В прошлом году система «скорой помощи», в текущем — кожно-венерологические диспансеры (за исключением медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем).
Присоединились к системе ОМС и медицинские организации частной формы собственности, которые оказывают широкий спектр лабораторно-диагностических услуг, выполняют лечебные манипуляции, оказывают специализированную консультативную помощь. Что позволяет застрахованным гражданам своевременно получать помощь врачей-специалистов (офтальмолога, детского отоларинголога, эндокринолога, невролога), увеличить доступность некоторых видов исследований. В частности, проще стало обследоваться при заболеваниях женской половой сферы, печени, эндокринной и другой патологии, получить курсы гемодиализа, при тяжелой почечной патологии.
Следующее изменение. В Терпрограмме ОМС установлены сроки ожидания предоставления медицинской помощи. Пациент должен знать, в течение какого времени его должен принять терапевт участковый или участковый педиатр (см. таблицу на стр. 6).
— Это чисто региональная фишка?
— По крайней мере, в свое время придумали ее внутри региона и с каждым годом сроки ожидания уменьшаются. Еще одно существенное изменение, утвержденное ТП ОМС, — уменьшение длительности ожидания специализированной стационарной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной), оказываемой в плановом порядке. Теперь не более 30 рабочих дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (в 2013 году был срок — не более 3 месяцев).
Кемерово, пр. Ленина, 137.
Тел.: (3842) 71 99 99.
Круглосуточный телефон консультативного центра: 8 800 1002 102
Лиц. С №3988 42 от 17.09.2013 г.

Вернуться к содержанию


Sample HeadingК началу страницы