Нет услуги – нет денег

Куда обращаться, если коммунальщики не хотят реагировать на жалобу

Дарья Мулова
Финансово подкованный человек сам правды не найдет — отыщет инстанции, способные помочь отстоять права.
Администрация района
Граждане с письменно оформленной жалобой на тему ЖКХ могут прий­ти в отдел обеспечения деятельности администрации своего района. Специалист отдела регистрирует обращение и передает его руководителю — для вынесения резолюции и направления документа ответственному исполнителю.
Администрация района решает вопросы, связанные с благоустройством и содержанием придомовых территорий, содержанием территорий, прилегающих к нежилым помещениям отдельно стоящих зданий и расположенных на первых этажах в жилых домах.
Особый комитет
В соответствии с законом Кемеровской области «О муниципальном жилищном контроле» (от 02.11.2012 года) в каждом городе определен орган по осуществлению муниципального жилищного контроля и проведению проверок деятельности УК. В Новокузнецке, к примеру, он называется Комитет жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города.
Комитет имеет право контролировать правомерность принятых решений на собрании собственников:
— по организации ТСЖ,
— по выбору юридического лица или индивидуального предпринимателя, который будет осуществлять управление домом.
Комитет вправе выдавать предписания и обращаться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ, о признании недействительным решения, принятого на общем собрании собственников с нарушением требований Жилищного кодекса. После осуществления проверок специалисты комитета направляют материалы, связанные с нарушениями, для рассмотрения в уполномоченный орган регионального государственного жилищного надзора.
ГЖИ
Аббревиатура расшифровывается как государственная жилищная инспекция. Ее представительство есть в каждом городе. ГЖИ имеет право, согласно статье 20 ЖК РФ, подать в суд на управляющую компанию, если были выявлены нарушения при выборе управляющей организации на общем собрании.
Юристы ГЖИ в Новокузнецке рассказали о нюансах обращения к ним за помощью.
— Самые частые жалобы, с которыми приходят к нам: кровля течет, стояк не хотят ремонтировать, свет не горит в подъезде, ОДН повышают. Данные жалобы наше учреждение действительно разбирает. Мы имеем право составлять протокол об административных правонарушениях и накладывать на управляющие компании штраф. Для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей, для должностных — от 4 000 до 5 000 рублей. Кроме этого выдаем предписание устранить неисправность, провести необходимые работы. За неисполнение предписания направляется жалоба в мировой суд, где решением судьи накладываются штрафы за неисполнение.
Кстати, все штрафы, которые взимают специалисты ГЖИ, пополняют бюджет города, в котором расположена УК. Новокузнецким отделением жилищной инспекции за 1-й квартал 2014 года были проведены 1 084 проверки. Они организуются не только по жалобам горожан, но и в соответствии с планом работы на год.
Однако нужно помнить, что жалоб много и моментальных действий ждать не стоит. По закону, специалисты могут рассматривать заявление в срок до 30 дней. Если случай серьезный, инспектор имеет право продлить этот срок еще на 30 дней.
Юристы Новокузнецкого отделения ГЖИ отмечают, что многие жалобы жители напрямую адресуют в прокуратуру. Но в итоге заявления все равно попадают к инспекторам ГЖИ, поэтому лучше сначала обращаться туда, чтобы сэкономить время.
— Согласно постановлению правительства Российской Федерации (№731), которое затрагивает УК с прямым способом управления, руководство компаний должно предоставлять на своем сайте и сайте федеральной реформы ЖКХ информацию о своей деятельности. Сюда входит и бухгалтерская отчетность, и движение денежных средств по лицевому счету дома. За непредставление информации не так давно были оштрафованы УК Новоильинского района на 180 000 рублей, — рассказывает юрист ГЖИ.
Обращаться в Новокузнецкое ГЖИ могут жители всего юга Кузбасса.
Отстоять права
Нередко возникают вопросы, связанные с начислением платы за услуги ЖКХ, особенно если они не оказывались должным образом. И жители регулярно обращаются в Роспотребнадзор для решения споров. Но не всегда задачи, которые ставят люди перед специалистами данного ведомства, относятся к их компетенции. Это касается проведения общего собрания, выбора способа управления домом и других вопросов, которые непосредственно регламентируются жилищным кодексом и соответствующими подзаконными актами.
Защищает ли Роспотребнадзор права граждан в сфере ЖКХ? За ответом мы обратились к ведущему специалисту территориального отдела Роспотребнадзора по Новокузнецку, юристу Евгении Шехтман.
— Основной поток вопросов, с которыми к нам обращаются, связан с ненадлежащим содержанием общего имущества (вывоз мусора, отопление, содержание подъездов и придомовой территории, качество воды, вопросы о перерасчете денежных средств).
Всем, кто приходит за помощью, мы напоминаем, что перед обращением в Роспотребнадзор необходимо заявить о том, что качество услуги не устраивает. Сообщить об этом нужно управляющей компании, ТСЖ или непосредственно в ту организацию, которая оказывает услуги. И если реакции на жалобу не последовало, специалисты Роспотребнадзора разъясняют порядок обращения в суд. Но если жалоба гражданина не в нашей компетенции, то мы даем ему все необходимые координаты учреждения, которое занимается данными проблемами. Конечно, объясняем свой отказ.
Если вопрос, связанный с ЖКХ, касается нарушения санитарных норм, то Роспотребнадзор по заявке жителей проводит необходимые анализы и выявляет нарушение. Например, когда жителей не устраивает качество воды, специалисты проводят ее забор, анализ, выявление источника загрязнения и составляют предписание загрязнителю устранить нарушение.
Отличие Роспотребнадзора и Государственной жилищной инспекции в том, что последние занимаются непосредственно нарушениями жилищного законодательства. Роспотребнадзор этих проблем не касается. В компетенции данного ведомства вопросы соблюдения санитарных норм и правил в сфере ЖКХ.

Вернуться к содержанию


Sample HeadingК началу страницы