Операция «Мобилизация»

Хорошо бы не тратить свободное время на поход в банк и при этом в срок оплачивать кредит и переводить деньги близким

Примерно так происходит у «продвинутых» читателей «ФК»: получил зарплату — воспользовался услугой «мобильный банк» — оплатил услугу, не выходя из дома.
Сотовый сегодня больше, чем средство связи, это — «ключик» к современным банковским продуктам и услугам. Мобильные приложения позволяют эффективно управлять личными финансами, например, посмотреть расходы за прошлый месяц (причем не просто сумму, а диаграмму, составленную по категориям товаров!) и количество бонусов, накопленных с пластиковой карты… А подключенный «Мобильный банк» держит в курсе всех операций по карте и посредством смс-сообщений выполняет популярные платежи (например, за интернет). «ФК» разбирался, как сотовый телефон помогает владельцу упростить жизнь при помощи новых финансовых продуктов.
Кузбассовцы только начинают понимать, насколько удобно и комфортно выполнять ряд операций дистанционно.
— Из 200 000 наших клиентов в регионе около 20 000 человек пользуется Интернет-банком, то есть каждый пятый, а свыше 6 000 человек подключили «Мобильный банк», — рассказывает Светлана Головня, директор по розничному бизнесу ОО «Кемеровский» «Альфа-Банк». — Кемеровская область активно движется в этом направлении, мы приросли на 31,5% по проникновению мобильных удаленных каналов доступа наших активных клиентов по итогам 2013 года.
И все же в России доля населения, использующая мобильный телефон для управления и контроля за финансовыми операциями, пока небольшая. Согласно данным Национального агентства финансовых исследований, 1,5 года назад она составляла 32%. И это, в большей степени, молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет, а также жители Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, как показали соцопросы НАФИ, россияне недостаточно информированы о дистанционных сервисах.
— Общий уровень знаний в 2013 году оказался равен 33-37%. Лидирует, как водится, молодежь: о том, что такое мобильный банк знают 57% юных респондентов, а про интернет-банк — 46%, — приводит цифры Ирина Лобанова, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ. — При этом на настоящий момент среди безналичных платежных инструментов у россиян интернет-банк занимает пятое место (17%), а доля мобильного банка составляет всего 3%. Лидируют зарплатные и кредитные карты (43% и 28% соответственно).
Среди тех, кто идет в ногу со временем и активно привлекает мобильный телефон для решения финансовых вопросов, и постоянная читательница «ФК» Александра Куприянова. Имея простенький «аппарат-пенсионер» без камеры и Wi-Fi, она не может подключить новые приложения, скажем, для входа в личный кабинет интернет-банка, но активно пользуется услугой «Мобильный банк».
— Очень удобно получать информацию обо всех операциях по карте, лимите, а также совершать платежи и переводы в любое время и в любом месте, — делится мнением Александра. — Часто я перевожу деньги сыну на оплату мобильной связи. Для этого нужно лишь отправить смс-сообщение со словом «перевод» и номером телефона на определенный номер банка. Таким же способом я в последние месяцы практически погасила и кредит. Механизм очень прост: отправляю слово «кредит», номер ссудного счета и сумму. В ответ получаю код для подтверждения. Отсылаю его снова в банк — и… услуга выполнена. Правда, сумма лимита по данной операции небольшая. 
Справедливости ради отметим, что, по мнению специалистов, мобильные приложения не обходятся без сложностей.
— В регионах в секторе мобильных приложений достаточно много проблем. — считает Сергей Часовников, декан экономического факультета НФИ «КемГУ». — Если в Москве ситуация складывается оптимистично, то в Кузбассе внедрять такие технологии очень затратно. Одно дело предложения крупнейших банков страны, другое — попытка местных предпринимателей внедрить технологию в регионе. Разница состоит в том, что у крупных банков приложения бесплатны, а у региональных — могут стоить денег. Причина — неподъемный бюджет для многих представителей бизнеса Кемеровской области. Кроме того, затраты на внедрение этих технологий являются более высокими не со стороны банка, а со стороны потенциальных мест расходования средств. Например, интернет-магазина.
По мнению Сергея Часовникова, услуги, которые предоставляются в настоящее время банками, не слишком насыщены. 
— Рынок очень привлекателен, его емкость колоссальная, — резюмирует эксперт.


О перспективах роста говорит Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:

— По некоторым оценкам, в 2013 году объем рынка интернет-банкинга составил около 1,1 триллиона, а в ближайшие годы он может вырасти до 1,5-2 триллионов рублей.
Данный сегмент рынка динамично развивается, опережая развитие банковского сектора в целом. Объем платежей через мобильные банковские приложения в 2012 году оценивается в 5-6 миллиардов рублей.

Вернуться к содержанию


Sample HeadingК началу страницы